Колыбельные. Откуда и зачем.

Все мы в детстве слушали колыбельные. Вряд ли кто-то помнит свои – все-таки мы не Шелдон, но так или иначе на протяжении жизни как-то с ними знакомимся. И многие уже давно исполняют сами мелодичные декламации своим младенцам. А если никто ничего про колыбельные не знает и не помнит, а ребеночка укачивать уже пора, то слушайте наш небольшой рассказ про этот древний песенный жанр.

Сразу стоит отметить, что, несмотря на общий музыкальный мотив, песней исполнение колыбельной не называют. Потому что очевидная задача колыбельной – смирить буйный нрав карапуза, чтобы уснул сам и дал отдохнуть другим. А потому мы имеем очень простой ритм, однообразную монотонную мелодию и максимально ласковый умиротворяющий голос. Даже сюжета как такового нет. А зачем? Эстетическая сторона вообще не важна, тут лишь бы ребенок заснул. Но все-таки некоторые единые критерии есть. Берите на заметку, так сказать.

Прежде всего, это привычное для традиционной народной культуры представление о мире. В частности, его двойственное разделение на свое и иное пространство. Свое — безопасное, родное, понятное человеку; иное — другая реальность, опасная, в которой обитают боги и болезни, куда уходят мертвые и откуда приходят дети. Кстати, младенец в традиционной культуре – существо особенное: он уже пришел из пространства «иного», но еще не до конца утвердился в «своем». А потому и заботиться о нем надо максимально бережно. Вот прям максимально. То есть не только не ходи на лужок, на озерышко и прочие немного удаленные пространства, но элементарно не ложись на краю, а то придет волчок/коток/рыбка/мышка/бабай и прочие прелести – и куда-нибудь карапуза утащит. Поэтому исполнитель так часто обращается к ребенку, запрещая ему покидать свое, безопасное пространство.

Также в колыбельных очень любят обращаться к различным высшим силам. Речь про ангелов, святых, Христа, Богородицу. Под их защиту отдают младенца, на их покровительство уповают. Участвуют и прочие эфемерные существа из иного мира. Но не только отрицательные, которые куда-то младенца зачем-то утянут. Тот же кот является в большинстве очень благостным персонажем, ведь он может стать прекрасной нянькой малышу. А еще есть всякие Дрема, Угомон, Сон – их вместе с котом активно призывают к орущему мальцу в надежде, что тот наконец заснет.

И, с одной стороны, с народным мнением вообще не поспоришь. Младенцы – действительно еще как будто не от мира сего, а потому беречь их надо максимально. И тут на помощь можно призывать вообще всех, кого угодно, лишь бы утихомирить этот маленький, но очень громкий клубочек. В конце концов, зачем еще нужны высшие силы, если даже с ребенком помочь не могут?

Но с другой стороны, если с самых первых дней вливать ребенку в голову, мол, не ложись на краю, не ходи на лужок, бойся всяких волчков и бабаев, сиди на месте и не дергайся – не здесь ли зарождаются наши первые психотравмы? Я, конечно, утрирую, но тем не менее. Если суть колыбельных в том, чтобы усыпить карапуза, если, как было сказано в начале, эстетика композиции не так и важна, тогда, получается, можно ласково и умиротворенно произносить вообще что угодно. Хоть стихи читай, хоть тексты любимых песен исполняй, а можно и просто мелодично разговаривать – все же отсутствие рифмы в ваших словах пупс никак не заметит.

Таким образом, если вам надо исполнить колыбельную, а на память ничего не идет, не волнуйтесь и даже в интернет лезть не надо. По сути подойдет любой текст, желательно все же стихотворный. Произносить его надо очень ласковым голосом в монотонной убаюкивающей манере. Если сразу не сработает, то привлекайте духов и прочие высшие силы – пусть тоже участвуют. Приятных всем колыбельных!

Поделиться с друзьями

Related Articles

Responses

Авторизация
*
*

Forgot Password?

Регистрация
*
*
*

Генерация пароля