Баллады Шопена. Развитие фортепианной баллады в творчестве Шопена

Баллады Шопена. Развитие фортепианной баллады в творчестве Шопена


Первая тема баллады насыщена лирическими явлениями, благодаря ровному ритму и прозрачной фактуре.

.

Первая тема баллады насыщена лирическими явлениями, благодаря ровному ритму и прозрачной фактуре. Во второй части — новая тема (F-dur), танцевальность коей идёт от синкопированного ритма. Сюжет вводит другой, блестяще скерцозный образ, зачастую трактуемый как образ русалки (благодаря пассажам, арпеджио).

Таким образом, для всех баллад Шопена характерны, фантастические, лирические, драматические образа.

Но в каждой из баллад эти образы даны по-разному: могут быть показаны сразу в экспозиции, а могут вырастать в процессе раскрытия, перевоплощении (баллада №2). Образное развитие в основном приходит к трагической развязке, за исключением баллады №3.

Фундамент драматургии 4 — ой баллады заключен на одновременном развитии 2 – ух мало-пересекающихся образов.

1 — ый из них (гл.п.) ведет по тяжелому пути, не переходящему в одну четкую прямую черту: грусть 1 — ого проведения перерастает в взволнованность, депрессивностью в разработке, в репризе — вбирает в себя эти характеристики. Возникающая в экспозиции тенденция к концентрации драматизма не заканчивается. Подобие переплетающегося рисунка в раскрытии образа отсутствовало во всех балладах. Поб.п., абсолютно противоположно, и имеет нечто общее в принципах раскрытия и перевоплощения с лирическими тематиками других баллад (г.п. Аs- dur’ной баллады, поб.п. g — moll’ной). Заглавные образы в 4 — ой балладе как день и ночь, но лишь косвенно: душевная нестабильность т.п. контрастирует с гармонической целостностью поб.п. Но не их разные образы является фактом драматически — депрессивного образно — тематического раскрытия в балладе, заканчивающегося трагической кодой. Но светлый образ поб.п. — это своего вида эпическая опора, идеал, захватывающий  в сферу прекрасного, возвышенного ощущения, расцвет коего не может изменить трагическую смерть уже приговоренного героя.

Известно, что Шопен, как представитель польской национальной школы в создании своих произведений опирался на черты народного творчества; следует коснуться вопроса связи национальных элементов в балладах Шопена. Во всей исследуемой литературе о Шопене национальный элемент определяется наличием ритмов польских танцев, характерных мелодических оборотов, свойственных песням, использования ладов диатонической системы, приёмов народного музыцирования (бурдонный бас, инструментальный наигрыш).

Национальное начальная часть ярче всего выражено во второй балладе. Очень подробно выявляет его Г. Балтер[2].

В области фа мажор 2 — ой баллады выдержан метроритмический рисунок, зачастую встречающийся в народной балладе:

Оттуда же идёт и мелодическая гибкость с характерным движением по трезвучию и отвечающим ему постепенным заполнением. Такой образом, по своему колориту Fdur’ ная тема близка старинной народной балладе. В тот же временной промежуток в этой теме есть ряд факторов, характеризующих польскую народную музыку.

22 Показы

Комментарии